Концепция музея истории фармации «Ретиноиды»

Концепция музея истории фармации «Ретиноиды»

В марте 1991 г. на базе Центрального кожно-венерологического института было зарегистрировано фармацевтическое малое научно-производственное предприятие «Ретиноиды». Создание новой компании было связано с необходимостью разработки и производства перспективных лекарственных средств с ретиноидами для отечественной дерматологии. Предприятие было построено по модели, включающей в себя разработку, клинические исследования, производство и реализацию лекарственных препаратов для лечения заболеваний кожи.

В первые годы существования предприятия ассортимент выпускаемой продукции преимущественно состоял из номенклатуры остановившихся в 90-е фармацевтических фабрик, но уже в 1995 г. было налажено производство и реализация первых оригинальных препаратов с ретиноидами – Ретинола пальмитат, раствор для приёма внутрь, 100000 МЕ/мл и мазей Радевит® и Видестим®, которые впоследствии стали флагманами его продуктового портфеля.

С 1998 г. Компания продолжила активно замещать ассортимент традиционных препаратов своими собственными разработками, а также развивать и расширять производство. В 2002 году ФНПП «Ретиноиды» стало победителем Открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция 2002» в номинации «Препарат года», подноминации «Российский препарат». В настоящее время АО «Ретиноиды» – это несколько крупных подразделений: три производственные площадки, оборудованные по требованиям надлежащей практики производства лекарственных средств, на которых производятся лекарственные препараты и фармацевтические субстанции; Центр доклинических исследований, занимающийся исследованием свойств новых лекарственных средств; клиническая база – Научный дерматологический центр, где ведётся амбулаторный приём пациентов и мониторинг безопасности лекарств, произведенных на мощностях АО «Ретиноиды», нарабатывается опыт их клинического применения. Однако основной дея-тельностью Предприятия остаётся производство лекарственных препаратов и косметических продуктов. Ассортиментный портфель предприятия в настоящее время состоит из 13 лекарственных препаратов, 10 косметических продуктов, ряда фармацевтических субстан-ций. Кроме того, выпускаются учебные пособия и ведётся издательская деятельность.

АО «Ретиноиды» располагает уникальными предметами по истории аптечного дела XIX –XXI вв., имеющих музейную ценность. Часть коллекций представлена в оформлении головного офиса (г. Москва, ул. Плеханова д. 4). Наличие разнообразной по составу коллекции предметов по истории фармации позволяет создать тематический музей на собственной площадке производственного предприятия (Московская область, г. Балашиха, ул. Свободы, д. 1А).

История создания коллекции

Ключевая роль в формировании и комплектовании коллекции по истории фармации на предприятии АО «Ретиноиды» принадлежит доктору фармацевтических наук К.С. Гузеву. Сегодня трудно назвать дату, когда был приобретён первый предмет и появилась мысль о создании музея, но предположительно это был конец 90-х гг. XX в. Константин Сергеевич часто бывал на вернисажах и обратил внимание на аптечную посуду: разнообразные весочки, гирьки, стеклянные пузырьки, которые были широко представлены на прилавках. Учитывая специфику профессии, эти предметы вызвали интерес у профессионалов. Так началось увлечение собирательством фармацевтической посуды и медицинского инструментария. Тогдашний директор предприятия В.И. Ноздрин поддержал интерес К.С. Гузева к антикварным предметам и попросил обратить особое внимание на микроскопы. Владимир Иванович поставил перед собой цель – создать музей, посвящённый А.И. Бабухину, Ю.И. Афанасьеву и гистологии, в целом.

В начале XXI в. гистологическая коллекция (микроскопы, микротомы), а также редкие учебники, аптечная посуда и др. заняли достойное место в Учебном гистологическом музее на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии медицинского института «Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева». Гистологический музей получил высокую оценку коллег-морфологов во время проведения научных конференций «Бабухинские чтения в Орле».

В течение последующих лет коллекция К.С. Гузева постоянно пополнялась. Некоторые экспонаты нашли своё место на Предприятии – в офисе были оформлены витрины для наиболее интересных предметов.

В 2006 году в Компании начались исследования берёзового дёгтя.

Перед Константином Сергеевичем была поставлена задача подготовить главу в монографии, посвящённую историческим аспектам применения берёзового дёгтя в медицине. С этого момента интерес к коллекционированию был связан с антикварной литературой по фармации. Посещая Ленинскую библиотеку, Константин Сергеевич сделал копии первых Российских гражданских и военных фармакопей; используя интернет, стал выкупать, где это возможно, классические книги по истории медицины и фармации. Работа над исторической главой дала замечательные результаты. В 2007 г. вышла в свет первая статья, посвящённая историческим аспектам фармацевтической науки.

Книги по истории фармации заняли почётное место в экспозиции музея Предприятия и способствовали формированию его научной библиотеки. Книги не просто хранятся в шкафах. Всякий раз, когда появляется необходимость, они используются сотрудниками при написании статей и кратких сообщений на исторические темы в фармации.

Почувствовав вкус к собирательству, и опубликовав небольшие работы по истории фармации в профессиональных журналах, Константин Сергеевич предпринял попытку встретиться со своим педагогом Ю.И. Зеликсоном, который когда-то работал на кафедре аптечной технологии фармацевтического факультета 1 ММИ им. И.М. Сеченова и также увлекался историей фармации. Эта встреча произвела неизгладимое впечатление на Константина Сергеевича. У него была собрана богатейшая профессиональная библиотека. Константин Сергеевич впервые увидел полные подборки таких журналов, как «Фармация», «Химико-фармацевтический журнал», «Фармацевтичнi журнал», монографии ведущих специалистов в нашей области за последние 50 лет и, конечно, антикварные книги XVIII –XIX вв. Он впервые держал в руках книги Шлерета в переводе, листал страницы шеститомника H. Hager, первых гражданских и военных фармакопей и других изданий. Встреча с Ю.И. Зеликсоном стала для К.С. Гузева шагом в понимании важности коллекционирования. Константин Сергеевич понял, что коллекционирование – это не прихоть, а профессиональная потребность. В 2016 г. состоялся выпуск тематического календаря, на страницах которого были представлены фотографии экспонатов из коллекции К.С. Гузева.

В 2009 году К.С. Гузев познакомился с доктором фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармацевтической химии Белгородского государственного исследовательского университета О.О. Новиковым. Оказалось, что он тоже увлечён собирательством аптечного инвентаря, старинных книг, учебников и справочников. Всякий раз, когда они встречались в Москве или в Белгороде, то обменивались информацией о новых приобретениях. В 2020 г. О.О. Новиков обратился с предложением приобрести его коллекцию. Понимая её ценность, руководство АО «Ретиноиды» приняло решение о покупке. В коллекцию входили весы, разновесы, несколько микроскопов, аптечная посуда различных объёмов и форм, средства малой механизации, физико-химические приборы. Особый раздел коллекции составляли раритетные книги. Важно выделить монографию В.М. Севергина «Способ испытать чистоту и неподложность химических произведений лекарственных» (1800 г.), «Жизнь растений, десять общедоступных чтений» К.А. Тимирязева, (1908 г.) и прижизненное издание учебника «Основы химии» Д.И. Менделеева (1895 г.). Объединив коллекцию с другими экспонатами, Предприятие получило уникальную тематическую коллекцию.

Статус музея

«Музей истории фармации «Ретиноиды» является ведомственным музеем, призванным служить обществу и способствовать его развитию. Музей должен быть доступным публике, заниматься приобретением, хранением, экспонированием и популяризацией материальных свидетельств о фармацевтической науке в целях её изучения и удовлетворения духовных потребностей общества.

Миссия музея

Собрать и сохранить культурно-историческое наследие в области истории отечественной фармации.

  • создать представление о фармацевтической науке, как об отрасли медицины в её историческом развитии, а также отразить роль этой отрасли в развитии АО «Ретиноиды»;
  • сохранять и развивать элементы корпоративной культуры АО «Ретиноиды»;
  • взаимодействовать со специализированными учебными заведениями фармацевтического профиля;
  • формировать положительный имидж АО «Ретиноиды» при взаимодействии компании и её сотрудников с представителями органов власти, средствами массовой информации, партнерам и потребителями;
  • формировать культурно-образовательное пространство. Музей идёт на открытый диалог с городским сообществом посредством организации совместных культурных проектов, программ, выставок, используя новые технологии и инновационные подходы.

Фонды музея

Музейные фонды формируются в соответствии с принятой концепцией и конкретной направленностью музея. Комплектование экспозиции ведётся с учётом истории формирования собрания и тематики проблемы. Основополагающими моментами являются усилия по приобретению материалов, связанных с историей становления фармацевтической науки и развития аптечного дела в России.

Коллекция «Музея истории фармации «Ретиноиды» представлена уникальными предметами, характеризующими историю становления фармацевтической науки и развития аптечного дела в России XIX–XX вв. Основную часть коллекции составляет предметный фонд: аптечная и лабораторная стеклянная посуда, инструменты, разнообразные ступки для измельчения, бутыли для минеральной воды, упаковки лекарств, микроскопы, разновесы, сигнатуры, средства малой механизации и аналитические приборы и проч.

В особом разделе представлены редкие экземпляры книг по медицине, фармации, российские и советские Фармакопеи, учебные пособия и справочники для врачей и фармацевтов.

Музейное собрание в АО «Ретиноиды» соответствует заявленной тематике музея. Главной задачей фондовой работы является учёт и хранение отдельных тематических коллекций. Фонды представляют предметную, содержательную и тематическую основу музея.

Предложения к реконструкции

«Музей истории фармации «Ретиноиды» создаётся в новом корпусе производства готовых лекарственных препаратов Компании «Ретиноиды» в г. Балашихе Московской области. Концепция музея предусматривает цельное экспозиционное пространство, объединённое общим архитектурным и художественным решением, что даёт возможность максимально использовать всю имеющуюся площадь. Выбор отделочных материалов, конструкция потолка, напольного покрытия и осветительных приборов согласовываются между собой. Стены музейной экспозиции должны быть выкрашены в нейтральный цвет. Должно быть предусмотрено зонирование пространства. Организация экспозиционного пространства формируется через модульную трансформирующую конструктивную систему, состоящую из легких перегородок, выгораживающих зоны и сегменты по необходимости экспонирования, а также однотипных модульных стендов, витрин, несущих конструкций для верхнего и нижнего экспозиционных поясов, витражей, занавесов и т.д. При создании музейного комплекса стенды и витрины должны быть максимально стандартизированы, просты в исполнении и надёжны в эксплуатации.

Концепт создания экспозиции

В музейной коммуникации должен доминировать зрелищный фактор. Структуру экспозиции задают основные темы-образы, а также отдельные экспонатурно-художественные комплексы, между которыми предусмотрена поколлекционная выкладка наиболее интересных экспонатов. В стендах, в витринах и в верхнем экспозиционном поясе должны размещаться дополнительные экспонатурные ряды. Особо необходимо выделить коллекции книг, аптечной посуды и отдельных раритетных предметов. В экспозиции должен присутствовать образно-сюжетный метод, создана «экспозиционная легенда». Экспозиция имеет четыре уровня коммуникации: экспонат – дизайн – образ – сюжет; другими словами: восприятие предмета – интерпретация этого факта – представление о среде бытования – осмысление сути события. Поэтому в создании экспозиции важно выявить драматургию темы и продумать сценографию пространства. Посетитель ждёт от музея не подтверждения о том, что то или иное событие было, а расширения и обогащения всего видения картины прошлого.

Экспозиция создаётся на открытой площадке, имеющей угловую часть и две отдельные стены, также может быть использована комната для переговоров. Учитывая задачи музея, необходимо, прежде всего, на отдельной площадке представить экспозицию по истории АО «Ретиноиды». На стене, составляющей часть коридора, можно развернуть экспозицию по истории компании.

В экспозиции могут быть представлены организационные документы, продукция всех типов, имеющиеся патенты, награды, участие Предприятия в различных мероприятиях, меценатская деятельность. Экспонаты разместить на стендах и в витринах.

Основная историческая часть экспозиции занимает угловую зону и составляет главную содержательную структуру. В этой части разворачивается основная тематическая экспозиция с поколлекционным показом. Здесь можно предложить несколько вариантов.

  • Показ музейных коллекций и музейных предметов через витрины. На стене от лестницы предлагается выполнить графический образ города с изображением аптечных строений XIX–XX вв. (перерисовка с фотографий). На этом фоне можно разместить портреты известных фармацевтов XIX–XX вв. или представить образы аптекарей и фармацевтов в историческом разрезе, используя графические сюжеты или живописные работы.
  • В переговорной комнате можно разместить дополнительный материал по общим вопросам или отдельным коллекциям и предметам, представляющим особую ценность.
  • Открывать экспозицию можно историческими документами, имеющими отношение к созданию аптечного дела в России. Например, древними заповедями аптекарей, которые по мнению современных фармацевтов актуальны и сегодня.

Древние заповеди аптекарей

«ЛЕКАРСТВА не стоит продавать знахарям, а ЯДЫ следует держать строго под замком». «Аптекарь – гражданин, верно хранящий присяжную должность; он искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен; во всякое время присутствующий и исполняющий звание всеобщему благу». В музее можно проследить эволюцию аптечной посуды с XIX в. до наших дней во всём её многообразии форм, характерного дизайна и материалов изготовления. Для создания музейного комплекса по тематике необходимо изготовить витрины в стиле «модерн» (в виде старинных шкафов) и стенды и тем самым представить образ аптеки XIX века. Можно подумать об интерьере аптеки и изготовить стол-витрину с показом мелких экспонатов, закрыв колпаком из оргстекла.

Экспозиция по истории аптечного дела должна формироваться, исходя из исторического развития фармации. В экспозиции желательно представить ценные с исторической точки зрения экспонаты – это предметы интерьера аптек, аптечные весы различных видов, ступы и посуда для приготовления травяных смесей, всевозможные банки, склянки, колбы, флаконы, бутыли для лекарственных препаратов, этикетки от лекарств разного периода, старинные и современные бланки рецептов, инструменты фармацевтов разных эпох; вспомогательные принадлежности: кассовые аппараты, счёты и др.

Таким образом, в экспозиции музея должна быть отражена история фармации России XIX–XXI вв. на примере в частности фармацевтического предприятия АО «Ретиноиды».

Нам захотелось украсить стены музея портретами исторических личностей, которые внесли наибольший вклад в развитие фармации и медицины, для основного зала быстро и единогласно определились с персонами: Гиппократ, Гален и Авиценна. В помещении же библиотеки, где хранится множество старинных книг по медицине, фармации и химии мы долго определялись с персонажами. В итоге остановились на трёх личностях, ими, конечно, стали: Д.И. Менделеев, без которого не мыслимо развитие химической науки в России, Александр Флеминг, чьё открытие пенициллина удостоено Нобелевской премии, совершило революцию в лечении многих инфекционных болезней и Пауль Каррер, также лауреат Нобелевской премии за изучение жирорастворимых витаминов, в том числе витамина А, ставшего в последствии предметом научного интереса и коммерческого успеха компании «Ретиноиды».

Портреты любезно согласилась нарисовать О.В. Давыдова. Позднее музей так же украсила работа на фармацевтическую тематику «Константа» холст, масло, 1200х700 мм.


Осенью 2020 года после очередного пополнения коллекции за счёт приобретения ряда уникальных экспонатов, мы пришли к выводу, что коллекция уже столь обширна, что требуется создание тематического музея. В первую очередь мы приступили к описанию накопившихся экспонатов. Эта работа была поручена канд. историч. наук, заслуженному работнику культуры РФ, почётному члену Президиума Союза музеев России, руководителю музея ФГБОУ ВПО «Орловского государственного университета» В.В. Титовой, которая с энтузиазмом взялась за новый проект. В течение нескольких месяцев ею проведена работа по формированию общего и тематических каталогов музея. Описаны и пронумерованы экспонаты.

Было решено что пространство музея следует интегрировать в архитектурно-дизайнерские решения помещения. В тоже время яркое пятно притягивало бы зрителя. Разработка дизайн-проекта выполнена «СК Нова» наш давний партнёр.

К.Ноздрин, В.Титова