Александр Митрофанович Остроумов и его крем «Метаморфоза»
Недавно один из наших коллег принес мне старую стеклянную баночку из-под крема «Метаморфоза», произведенного на московской парфюмерной фабрике «Свобода». С первого взгляда стало понятно, что этот крем был изготовлен в 60-х годах прошлого века. Мне захотелось узнать состав крема, его историю.
Состав этого крема предложил провизор Александр Митрофанович Остроумов в начале 20 в. Крем содержал бензойную кислоту, нитрат висмута, оксид цинка, белый воск, спермацет, американский белый вазелин, безводный ланолин, масло розовое, масло померанцевых цветков и перекись водорода. Это средство он рекомендовал российским красавицам для удаления веснушек, пигментных пятен и прыщей, а также для осветления кожи. Судя по всему, крем обладал хорошим действием, если его продолжали производить в СССР. Особый интерес вызвал тот факт, что изобретатель крема – провизор – мой коллега. Это еще более подогрело мой интерес к поиску информации о биографии А.М. Остроумова.
Александр Остроумов родился в Москве в 1859 г. в семье чиновника средней руки. Чтобы получить фармацевтическое образование ему пришлось в течение первых трех лет работать учеником фармацевта, одновременно получая начальное фармацевтическое образование. Итогом этого обучения стало получение звания «помощник провизора». На следующей ступени профессионального образования он три года проработал в аптеке, после чего ему было позволено поступить на двухгодичные курсы в Московский Императорский университет, по окончании которых он стал дипломированным фармацевтом-химиком, получив, при этом, возможность пользоваться дворянскими привилегиями.
В 26 лет А.М. Остроумов создает мыло против перхоти (1885 г.) и все полученные за это деньги вкладывает в исследование средств для осветления кожи и против ее возрастных проявлений. В 1890 г. основывает Товарищество А.М. Остроумова «Парфюмерная фабрика» и начинает выпускать мыло, разработанное ранее и крем «Метаморфоза», предназначенный для избавления дам всех возрастов от веснушек, пигментных пятен и защиты от солнечных ожогов. Этот крем полюбился русским красавицам и принес ему не только известность, но и деньги.
В 1909 г. в Москве на Тверской улице он основывает лабораторию, которая очень быстро переросла в институт лечебной косметики (первый в Европе). В Московском институте медицинской косметики А.М. Остроумов работает над профилактикой и лечением заболеваний кожи и волос. Он широко использует аппараты для электролиза, вибрационного массажа, паровые и суховоздушные ванны и души, лечит розаце, морщины, камедоны, веснушки и солнечные ожоги и другие заболевания кожи. В задачи Института входило предложить в распоряжение публики все средства для ухода за красотой лица и тела, для укрепления и сохранения ее. Кроме приема больных специалистами в институте предлагали проведение химико-бактериологическое и микроскопическое исследование волос.
Для продвижения своей продукции А.М. Остроумов привлекает московских звезд балета и театров. В 1912 г. Институт выпускает альбом рекламных фотографий с автографами известных красавиц. Фотографии для альбома были сделаны Карлом А. Фишером, фотографом Российского Императорского дома. Кроме фотографий звезд в шикарных платьях, а иногда и в костюмах известных театральных постановок, они оставляли отзывы о важности ухода за кожей и об эффективности продуктов Товарищества А.М. Остроумова (мыл, кремов, лосьонов, а в дальнейшем и духов). Упаковка косметических средств Товарищества и его рекламная продукция отличалась художественной оригинальностью.
Качество производимой Товариществом продукции было основой их привлекательности. Оно обеспечивало рост продаж и, как следствие, гарантировало дальнейший рост. Это потребовало строительство новых складов, которые довольно быстро возникли в Санкт-Петербурге, Одессе, Ялте, Варшаве. В результате Остроумов стал поставщиком при дворе Императорской семьи. В 1912 г. его фабрика стала крупнейшей российской парфюмерной фабрикой. Прайс-лист Товарищества Остроумова содержал более ста наименований духов, одеколонов, лосьонов, кремов и мыл. В 1907 г Александр Митрофанович был удостоен звания «Поставщика двора его Императорского величества». Несмотря на это он гордился званием провизора и всегда указывал это на рекламных проспектах и упаковках продукции, выпускаемой его фабрикой.
А.М. Остроумов строго хранил рецептуру и технологию приготовления своих средств. Информацию об этом он делил на три части со ссылками друг на друга и хранил эти части в разных местах. Чтобы узнать состав, последовательность смешения и технологические режимы приготовления композиций необходимо было не только иметь все их в наличии, но и нужно было еще знать, как сложить между собой отдельные части рецептуры.
Александр Митрофанович не принял Октябрьскую революцию. Его фабрика, как и все промышленные предприятия России, была национализирована, и летом 1918 г. он с семьей уезжает в Ялту, где у него был дом. Однако в 1920 г. он был вынужден эмигрировать в Константинополь, где, вскоре, и умер от разрыва сердца в возрасте 61 года.
Возвращаясь к баночке из-под крема. Без малейшего сомнения мы поместим ее на полку нашей экспозиции и будем с гордостью рассказывать о провизоре, ставшим одним их известнейших парфюмеров России. История этого крема и биография его создателя является прекрасным примером того, как знания провизора способствуют успеху в создании косметической продукции и лишний раз подтверждает верность решения АО «Ретиноиды» о создании линейки уходовой косметики на основании глубоких знаний фармации, фармакологии и дерматологии.