Мандрагора: легенды и реальность
Одно из первых упоминаний о Мандрагоре можно найти у Пифагора (VI век до н.э.). Он называл её растением, превращённым в человека. По словам Иосифа Флавия (историк I века н.э.), оно имеет цвет пламени и светится в темноте, а его корень приносит счастье. Однако добыть его очень трудно, так как растение чувствует приближение нечистых людей и прячется от них. Прикосновение к Мандрагоре вызывает немедленную смерть. Овладеть растением можно только в том случае, если предварительно обрызгать его женской мочой или менструальной кровью. После этого окопать землю вокруг корня, привязав к нему голодную собаку. Собаке показывают кусок мяса, к которому она рвётся, и, устремляясь к нему, она вырывает растение с корнем. По легенде, собака после этого умирает.
Наиболее точное описание этого растения приведено у Диоскорида (40 – 90 гг. до н.э.). Он описывает два вида растения. Один из них – «женский», чёрный, называемый «тридакиас», с узкими и малыми листьями, издающими скверный и острый запах. Жёлтые плоды в виде яблок и груш имеют хороший запах. Корни большие, сросшиеся вместе, по два или больше, снаружи чёрные, внутри белые с толстой корой.
Второй вид – «мужской» (Арсен, Морион, Самец, Человечек), с большими, широкими и белыми листьями. Плоды вдвое больше, шафранового цвета с характерным острым и приятным запахом. Корень такой же, как у первого вида, только больше и шире. Из корня и из плодов добывали сок, который и применяли в смеси с другими компонентами при приготовлении различных лекарств.
О настое Мандрагоры, как усыпляющем средстве, говорит Плиний. Последователи Гиппократа рекомендовали Мандрагору больным, склонным к самоубийству, меланхолии, при судорогах, перемежающейся лихорадке, наружно в виде пессариев для вызывания менструации и в виде припарок при воспалении матки или выпадении прямой кишки. Гален (II век н.э.) пишет, что вино из Мандрагоры ввозилось в Рим в больших количествах. Цельс (I век н.э.) советует корень Мандрагоры класть под изголовье страдающим бессонницей.
Боги и Мандрагора
В египетских писаниях был найден следующий рассказ. Боги замыслили уничтожить людей, опоив их смесью Мандрагоры с пивом. Но богиня, которой было поручено это дело, сама отведала приготовленный напиток, погрузилась в глубокий сон, и человечество было спасено.
Фронтиний рассказывает – африканские племена напали на лагерь карфагенян (200 лет до н.э.). Напившись умышленно оставленным карфагенянами вином из Мандрагоры, африканцы впали в глубокий сон. Вернувшиеся карфагеняне легко уничтожили своих врагов.
Рассказы о свойствах этого растения были использованы Боккаччо в «Декамероне» при описании мнимой смерти Руджери. О Мандрагоре упоминают Гёте и Шекспир. Толкователи поэзии Гомера утверждают, что именно Мандрагора была тем растением, которое получил Одиссей от Гермеса, чтобы бросить в напиток, приготавливаемый Цирцеей, и тем самым разрушить её злые чары.
Средневековье
В средние века это растение было не менее окутано таинственностью и суевериями. Святая Хильдегарда Бингенская (XII век) рассказывает, что Мандрагора происходит из самой земли, из которой сотворен человек, поэтому растение имеет сходство с человеком и, как и человек, подвергается преследованию со стороны нечистой силы. После выкапывания его надо немедленно положить в ключевую воду. Если этого не сделать, то Мандрагору можно использовать для всякого рода чертовских фокусов. Святая Хильдегарда рекомендует Мандрагору против блудного искуса. Известно её наставление: «При болезни отдельных частей тела надо съесть соответствующие части тела корня растения, например, при головной боли – голову, при болях в горле – шею и т.д. При плохом настроении или если человек не находит себе покоя вследствие грусти и печали, пусть положит Мандрагору к себе в постель свою, чтобы растение от его пота согрелось».
В XVI веке создаётся своеобразный культ Мандрагоры. Из различных растений вырезают фигурки, похожие на неё, за которыми ухаживают. Считается, что эти фигурки помогают приоткрывать завесу будущего, приносят счастье и плодородие, умножают капитал, привораживают мужа.
Современность
В конце XIX и начале XX вв. начинается усиленное изучение Мандрагоры, но уже методами современной фитохимии.
Мандрагора принадлежит к семейству паслёновых, растёт в странах, прилегающих к Средиземному морю. Различают два вида растения: Mandragora afficinalis L. со светло-зелёными цветами и M. Autumnalis Spr. c фиолетовыми. Из всех паслёновых Мандрагора больше всего похожа на белладонну, но, в отличие от неё, листья Мандрагоры расположены у основания, без стебля, большие, яйцевидной формы, большей частью цельнокрайние. Корень снаружи тёмно-бурый, почти чёрный, внутри белый, разделён на две части, реже на несколько частей.
Над изучением состава и действия Мандрагоры работал ряд авторов. Так, Ричардсон (Richardson) наблюдал действие экстракта на животных и людей. Небольшие его дозы вызывали сон, а большие – действовали возбуждающим образом на нервную систему. Аренс (Ahrens) открыл в корне Мандрагоры гиосцин, гиосциамин, атропин и изомер атропина – мандрагорин. Венцель (Wentzel) около 1900 г. показал, что мандрагорин – это смесь гиосцина и гиосциамина.
Сегодня известно, что передозировка мандрагорина может привести к потере памяти, галлюцинациям, нарушениям работы мозга, коматозному состоянию и даже к остановке дыхания и смерти.
В древности и в средние века для наркоза использовали губки, пропитанные соком Мандрагоры. Перед операцией их обливали горячей водой и подносили к носу оперируемого. Наркоз наступал от вдыхания паров.
В России Мандрагору называют Scopolia carniolica (скополия кавказская), культивируют на Кавказе для получения атропина.
***
История Мандрагоры весьма занимательна и показывает, какими сложными и извилистыми путями человечество идёт к раскрытию тайн природы, прежде чем выйти на путь научного прогресса.
По материалам И.И. Левинштейна.
Журнал «Советская фармация», 1930. № 3. С. 20 – 23.